Организационно-педагогические основы
Joomla
«Организационно-педагогические основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением психического развития»
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов - обновление теоретических и практических знаний, формирование у слушателей профессиональной компетенции в области адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с нарушениями психического развития, повышение эффективности практических умений и навыков работы.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- Сформировать целостное представление о структуре процесса адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта в системе общего, специального (коррекционного) образования и социальной защиты;
- Создать представление о базовых средствах и методах АФВ и АС в многоуровневой системе общего и специального образования в России;
- Сформировать систему знаний о современных физкультурно-спортивных технологиях управления физическим развитием и физической подготовкой лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов с разной нозологией, средствах и методах обучения их двигательным действиям и физическим упражнениям;
- Воспитать профессионально-значимые качества специалиста, обучить навыкам и умениям в основных видах и формах профессиональной деятельности, сформировать потребность в профессиональном самосовершенствовании и творческом обогащении индивидуального педагогического опыта.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) и адаптивный спорт являются сегодня одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений физической культуры в обществе нацеленных на решение задач по формированию и развитию социальной активности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Интенсивное развитие адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта обусловило необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров, разработку современного программно-методического сопровождения их профессионального образования профессиональной переподготовки в высших учебных заведениях.
Содержание образовательной дисциплины «Основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с нарушениями психического развития» полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Данная образовательная дисциплина своим учебным предметом интегрирует основы знаний, накопившихся в современной теории и практике адаптивной физической культуры по проблемам реабилитации, обучения и воспитания инвалидов средствами физической культуры и спорта. В своих научных категориях и концептуальных положениях данная образовательная дисциплина базируется на фундаментальных положениях теории и практики физической культуры, теории и организации адаптивной физической культуры, специальной педагогики и психологии, физической реабилитации, общей патологии и тератологии, анатомии, физиологии и др.
Преподавание учебного материала данной программы осуществляется в основных формах организации образовательного процесса в высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические занятия) и осваивается слушателями за 72 часа.
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать (понимать):
- цели, задачи и принципы АФК, ее ценностные ориентации и основные направления развития в современном обществе;
- историю становления и развития АФК, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ее теории;
- содержание и основные виды деятельности специалиста АФК, формы их организации и целевое назначение;
- основные закономерности построения форм учебных занятий АФВ, дидактические принципы обучения, развития и воспитания людей, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье и инвалидов;
- содержание современных систем оздоровительных и коррекционных занятий АФВ, подготовки к соревновательной деятельности;
- содержание врачебно-педагогического контроля, требования безопасности на занятиях АФВ и адаптивным спортом.
Владеть:
- способами организации и методики проведения занятий АФВ, методами обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, планирования, контроля и регулирования педагогического процесса;
- способами общения и взаимодействия с людьми, имеющими отклонения в физическом и психическом здоровье, уметь осуществлять коррекцию их поведенческих реакций;
Уметь:
- оценивать физическое и функциональное состояние индивида;
- определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов и физкультурно-оздоровительной работы, как составной части гармоничного развития личности, укрепления здоровья занимающихся;
- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, обучать занимающихся двигательным действиям;
- определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
- планировать учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных, возрастных, половых особенностей занимающихся, а также медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности.
Роль преподавателя в теоретическом обучении специалиста состоит в умении дать общие установки для самостоятельного углубленного обучения по той или иной проблеме курса, подборе литературных источников, подготовки тем рефератов и докладов, к которым должны подготовиться и доложить слушатели на методических занятиях.
Важнейшим в проведении последних является умение педагога привлечь слушателей к активному обсуждению докладов, высказыванию мнений по вариантам методики занятий, реабилитации, системе спортивной тренировки и др. Каждое методическое занятие должно заканчиваться резюме преподавателя, в котором он оценивает доклад, дискуссию но нему и делает необходимые коррективы.
Категория слушателей - тренеры-преподаватели адаптивного спорта, специалисты центров физической культуры и спорта, работающие с категорией лиц с ограниченными возможностями.
сколько сейчас время