Развитие универсальных учебных действий
Joomla
«Развитие универсальных учебных действий»
Утвержденные новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
В стандарте определены следующие функции универсальных учебных действий (УУД):
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В этой связи особо актуальным становится формирование и развитие общеучебных умений с точки зрения компетентностного подхода, т.к. он выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.
В то же время, несмотря на то, что различные федеральные, региональные стратегические документы официально признают необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО, отечественная система школьного образования не готова в полной мере к осуществлению этого процесса.
Сложная проблема, имеющая идеологические, ментально-культурные, содержательные, дидактические, методические, управленческие, квалиметрические аспекты, требует столь же системного решения, предполагающего разработку, теоретическое обоснование и внедрения в образовательный процесс целостной внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий.
В связи с вышеизложенным цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующих программы общего среднего образования идеологических, ментально-культурных, содержательных, технологических, управленческих, квалиметрических аспектов внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий, как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО.
Несмотря на скромный временной формат курса, предполагается решить следующие ключевые задачи:
- актуализировать идеологические, содержательные и технологические позиции компетентностного подхода как одного из методологических оснований разработки и реализации ФГОС ОО;
- рассмотреть особенности состава и структуры федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- рассмотреть методологические основания, состав и структуру классификации общеучебных умений, конкретизирующей перечень универсальных учебных действий;
- рассмотреть основные требования и рекомендация ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий и акцентировать необходимость соответствия ресурсной базы школы этим требованиям;
- смоделировать внутришкольную систему учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий, рассмотрев учебно-методический комплекс метапредметных курсов, управленческо-методическое обеспечение проектной и исследовательской деятельности школьников, портфолио и дневник индивидуального прогресса учащегося как внутришкольных способов фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся и т.д.;
- освоить технологию внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
- рассмотреть состав и структуру метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
- разработать абрис целевой программы по созданию, теоретическому обоснованию и реализации внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий;
- рассмотреть основные требования к условиям реализации ФГОС и направления по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
- рассмотреть основы разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении для разных ступеней обучения;
- освоить технологии проектирования и реализации индивидуальных траекторий развития универсальных учебных действий учащихся на основе реализации образовательной технологии «Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности» (ИСУД).
Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать овладению слушателями кортежем необходимых управленческо-педагогических знаний и умений:
- владение понятийно-категориальным аппаратом: «содержание образования», «культурологический и компететностный подходы к образованию», «компетенция и компетентность», тип компетенции («ключевая», «межпредметная», «предметная»), «учебно-познавательная компетенция», «метапредметное содержание образования», «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «учебно-методический комплекс метапредметного курса» и т.д.;
- внание основных особенностей ведущих подходов к проектированию содержания общего образования: технократический, просветительский, знаниевый, культурологический, компетентностный, валеологический и др.;
- модельное представление состава, структуры и интегративных свойств учебно-познавательной компетенции;
- знание видов универсальных учебных действий и особенностей ведущие классификации общеучебных умений;
- знание основных требований и рекомендаций ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий;
- модельное представление состава и структуры внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий;
- знание перспективных подходов к целенаправленному формированию учебно-логических умений у учащихся начальной школы;
- знание основных особенностей учебно-методического комплекса метапредметного элективного курса;
- знание основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
- знание основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
- знание основных конструктивных свойств управленческих технологий;
- понимание особенностей технологии внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
- знание состава и структуры метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
- знание состава целевой программы и управленческого потенциала данной формы стратегического планирования;
- владение на уровне первоначального применения знаний некоторыми приемами коллективной мыследеятельности;
- знание основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения;
- знание основных нормативных и правовых документов по регулированию здоровьесберегающей работы учреждений образования;
- умение оценивать уровень развития внешних и внутренних ресурсов учебного успеха ученика в овладении универсальными учебными действиями;
- умение выявлять и оценивать дидактический развивающий потенциал видов, форм и приемов учебно-познавательной деятельности учащихся для целенаправленного развития УУД средствами школьных предметов.
В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующие программы общего среднего образования.
сколько сейчас время