Материалы
Программа по хоккею
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (хоккей)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Актуальность учебной программы связана с необходимостью обучения тренеров новейшим методикам преподавания хоккея с шайбой.
Программа "Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта (хоккей)» является самостоятельной дополнительной образовательной программой и предназначена для руководителей спортивных клубов, тренеров-преподавателей по хоккею с шайбой и специалистов по физической культуре.
Слушатель, освоивший программу должен
знать:
- цели и задачи работы тренера-преподавателя по хоккею с шайбой;
- правила игры в хоккей с шайбой;
- особенности организма детей разного возраста;
- форматы игр (соревнований);
- элементы базовой техники и тактики;
уметь:
- правильно организовывать учебно-тренировочный процесс в разных возрастных группах;
- организовывать и проводить различные соревнования;
- показывать выполнение базовых элементов техники игры в хоккей с шайбой;
- организовывать и проводить судейство соревнований;
- проводить детальный анализ игр.
Программа "Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта (хоккей)» включает разделы:
- Деятельность тренера-преподавателя;
- Характеристика детей и методы обучения хоккею с шайбой;
- Проведение соревнований разного уровня;
- Базовая техника. Примеры упражнений;
На лекциях слушателям сообщаются задачи, формы организации учебного процесса по изучению программы: Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта (хоккей)».
Рассматриваются вопросы особенностей проведения соревнований разного уровня, особенности анализа хоккея с шайбой и изложение увиденного и проанализированного материала.
Практические занятия включают в себя практическое выполнение упражнений, подготовка и проведение определенно направленных занятий.
В программу включены рекомендации слушателям по самостоятельной работе, список нормативных документов и список литературы.
Категория слушателей – тренеры-преподаватели групп начальной подготовки, специалисты по физической культуре в игровых видах спорта.
Использование информационных ресурсов
«Использование современных информационных образовательных ресурсов в учебном процессе»
Курс включает изучение теоретического материала, практическую и самостоятельную работу слушателей, методическое сопровождение и поддержку процесса обучения.
Итогом работы становится портфолио, которое формируется в процессе практической работы слушателей.
Цель курса повышения квалификации - сформировать у учителей-предметников систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных образовательных технологий в учебном процессе.
Задачи курса: раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования; сформировать компетентности в области использования возможностей современных ИОР в образовательной деятельности; обучить учителей-предметников использованию и применению ИОР в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования; ознакомить с современными приемами и методами использования ИОР при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.
В результате прохождения курса повышения квалификации слушатель должен:
- знать приемы и методы использования ИОР в различных видах и формах учебной деятельности;
- иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
- уметь использовать ИОР в своей профессиональной деятельности; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях;
- владеть методикой использования ИОР в предметной области;
- владеть навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИОР.
Категория слушателей - преподаватели общеобразовательных предметов, работающие в учреждениях и организациях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы.
Программа по легкой атлетике
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (спринтерский бег и бег с барьерами)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов - обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность тренировочного процесса.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
- Овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в легкой атлетике с учетом возрастной адекватности нагрузок;
- Формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
- Развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:
- Концептуальные основы теории и методики легкой атлетики;
- Методические основы педагогики спортивной деятельности;
- Современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике;
- Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров по легкой атлетике.
умениями:
- Разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий легкой атлетике;
- Использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера; Разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;
- Выполнять самооценку профессионального уровня и осуществлять постоянное повышение знаний.
навыками:
- Планирования больших, средних и малых циклов подготовки;
- Осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
- Определения уровня подготовленности спортсменов;
Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по легкой атлетике.
Развитие универсальных учебных действий
«Развитие универсальных учебных действий»
Утвержденные новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
В стандарте определены следующие функции универсальных учебных действий (УУД):
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В этой связи особо актуальным становится формирование и развитие общеучебных умений с точки зрения компетентностного подхода, т.к. он выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.
В то же время, несмотря на то, что различные федеральные, региональные стратегические документы официально признают необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО, отечественная система школьного образования не готова в полной мере к осуществлению этого процесса.
Сложная проблема, имеющая идеологические, ментально-культурные, содержательные, дидактические, методические, управленческие, квалиметрические аспекты, требует столь же системного решения, предполагающего разработку, теоретическое обоснование и внедрения в образовательный процесс целостной внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий.
В связи с вышеизложенным цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующих программы общего среднего образования идеологических, ментально-культурных, содержательных, технологических, управленческих, квалиметрических аспектов внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий, как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО.
Несмотря на скромный временной формат курса, предполагается решить следующие ключевые задачи:
- актуализировать идеологические, содержательные и технологические позиции компетентностного подхода как одного из методологических оснований разработки и реализации ФГОС ОО;
- рассмотреть особенности состава и структуры федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- рассмотреть методологические основания, состав и структуру классификации общеучебных умений, конкретизирующей перечень универсальных учебных действий;
- рассмотреть основные требования и рекомендация ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий и акцентировать необходимость соответствия ресурсной базы школы этим требованиям;
- смоделировать внутришкольную систему учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий, рассмотрев учебно-методический комплекс метапредметных курсов, управленческо-методическое обеспечение проектной и исследовательской деятельности школьников, портфолио и дневник индивидуального прогресса учащегося как внутришкольных способов фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся и т.д.;
- освоить технологию внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
- рассмотреть состав и структуру метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
- разработать абрис целевой программы по созданию, теоретическому обоснованию и реализации внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий;
- рассмотреть основные требования к условиям реализации ФГОС и направления по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
- рассмотреть основы разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении для разных ступеней обучения;
- освоить технологии проектирования и реализации индивидуальных траекторий развития универсальных учебных действий учащихся на основе реализации образовательной технологии «Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности» (ИСУД).
Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать овладению слушателями кортежем необходимых управленческо-педагогических знаний и умений:
- владение понятийно-категориальным аппаратом: «содержание образования», «культурологический и компететностный подходы к образованию», «компетенция и компетентность», тип компетенции («ключевая», «межпредметная», «предметная»), «учебно-познавательная компетенция», «метапредметное содержание образования», «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «учебно-методический комплекс метапредметного курса» и т.д.;
- внание основных особенностей ведущих подходов к проектированию содержания общего образования: технократический, просветительский, знаниевый, культурологический, компетентностный, валеологический и др.;
- модельное представление состава, структуры и интегративных свойств учебно-познавательной компетенции;
- знание видов универсальных учебных действий и особенностей ведущие классификации общеучебных умений;
- знание основных требований и рекомендаций ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий;
- модельное представление состава и структуры внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий;
- знание перспективных подходов к целенаправленному формированию учебно-логических умений у учащихся начальной школы;
- знание основных особенностей учебно-методического комплекса метапредметного элективного курса;
- знание основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
- знание основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
- знание основных конструктивных свойств управленческих технологий;
- понимание особенностей технологии внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
- знание состава и структуры метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
- знание состава целевой программы и управленческого потенциала данной формы стратегического планирования;
- владение на уровне первоначального применения знаний некоторыми приемами коллективной мыследеятельности;
- знание основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения;
- знание основных нормативных и правовых документов по регулированию здоровьесберегающей работы учреждений образования;
- умение оценивать уровень развития внешних и внутренних ресурсов учебного успеха ученика в овладении универсальными учебными действиями;
- умение выявлять и оценивать дидактический развивающий потенциал видов, форм и приемов учебно-познавательной деятельности учащихся для целенаправленного развития УУД средствами школьных предметов.
В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующие программы общего среднего образования.
Программа обучения плаванию детей 7-12 лет
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (обучение плаванию детей 7-12 лет)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.
Цель курса состоит в обновлении теоретических знаний, повышении эффективности практических умений и навыков работы тренера, изучение общих закономерностей передвижений в водной среде, представленных в области изучения спортивных и прикладных способах плавания, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания плавания, подготовить слушателя к профессиональной деятельности тренера-преподавателя в области спортивного плавания.
Основные задачи курса:
- формирование системы научных знаний о закономерностях процесса обучения и тренировки в плавании;
- изучить гидродинамические основы плавания;
- ознакомить с техникой облегченных и спортивных способов плавания;
- ознакомить с техникой прикладного плавания;
- изучить методику начального обучения плавания;
- ознакомить с организационными основами работы по обучению плаванию лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Данная образовательная дисциплина своим учебным предметом интегрирует основы знаний, накопившихся в современной теории и практике спортивной тренировки. Преподавание учебного материала данной программы осуществляется в основных формах организации образовательного процесса в высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические занятия) и осваивается слушателями за 72 часа.
Учебный процесс предполагает проявление слушателями творческого подхода к изучаемому учебному материалу, активности и инициативности в процессе занятий. Содержание программы и организация учебного процесса по данному курсу соответствует современным представлениям о профессионально-педагогической деятельности тренера по плаванию и позволяет сформулировать требования на языке «умений», тем самым решая задачу подготовки компетентного специалиста по спорту, в частности:
знать:
- анатомо-физиологические особенности развития организма детей, подростков;
- санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе со всеми возрастными категориями по обучению плаванию;
- историю развития плавания как прикладного, жизненно важного навыка;
- историю развития спортивного плавания;
- гидродинамические основы плавания;
- технику облегченных и спортивных способов плавания;
- средства и методику начального обучения плаванию;
- дидактические закономерности в плавании;
- технику безопасности при занятиях по плаванию;
- методику проведения оздоровительных занятий с использованием элементов нахождения в воде и плавания с различными группами населения.
уметь:
- формулировать конкретные задачи физического воспитания, используя плавание как средство, с учетом состояния здоровья, возраста, физического развития и физической подготовленности занимающихся;
- пользоваться организационными приёмами работы с группой;
- вести индивидуальную работу;
- определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств, находить способы их устранения;
- оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему;
- оценивать эффективность проводимых занятий;
- формировать потребность к самостоятельной физической активности детей, здоровому стилю жизни;
владеть:
- профессиональной речью и специальными жестами.
- умением анализировать свою повседневную учебно-воспитательную работу с юными спортсменами, соотнося ее с целями и задачами плавания в соответствующих возрастных группах;
- знаниями по специальности.