Материалы
Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС
«Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС общего (начального) среднего образования»
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.
В настоящее время приказами Министерства образования и науки России N 373 от 06 октября 2009 г.; № 1897 от 17 декабря 2010 г. и № 413 от 17 апреля 2012 г. закончена процедура утверждения ФГОС общего образования: начальной, основной (5-9 классы) и профильной (10-11 классы) средней школы. Тексты стандартов размещены на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ.
Новый стандарт среднего (полного) образования логически связан с ФГОС основного общего образования, а последний, в свою очередь с ФГОС начального образования, который уже введен во всех регионах РФ с 1 сентября 2011 года. Согласно первоначальным планам Министерства переход на стандарты основной школы планировалось осуществить с 1 сентября 2012. На данный момент принято решение о поэтапном внедрении. В 2012 г. во всех регионах страны в экспериментальном режиме по новым стандартам начнут обучение в отдельных школах. Окончательная дата массового перехода не определена. Однако, учитывая динамику модернизационных процессов в образовании с большой степенью вероятности можно предполагать, что уже в 2013 г. ФГОС основного и полного общего образования будут реализовываться в большинстве школ страны.
Все ФГОС, включая высшую школу, разработаны в единой логике и методологии. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ осуществлен переход от стандартизации содержания образования (что было реализовано в стандартах 1 и 2 поколения высшей профессиональной и первого поколения обшей средней школы) к определению требований в области:
• результатов освоения основных образовательных программ;
• структуры основных образовательных программ;
• условий реализации основных образовательных программ.
Иными словами все ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Еще одна из особенностей ФГОС основного общего образования состоит в установлении требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы. Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных практик и оптимальные условия для развития творческих способностей. К важным достижениям нового стандарта основной школы следует отнести обоснование важности фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Это фундаментальное научное ядро и перечень предметов в тексте стандарта, который в целом соответствует предметным традициям российского образования в организации учебного процесса в средней школе. Следует отметить и усиление практикоориентированности образования, выраженное в системно - деятельностном подходе, предполагающем широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третье не менее важное достоинство ФГОС состоит в попытке усилить в школе воспитательную деятельность, которая значительно сократилась за последние 20 лет.
Вместе с тем утвержденные стандарты основной школы, выдвигая ряд новых требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП, объективно расширяют предметное поле профессиональной деятельности учителя, причем в сферах, по которым ранее практически не велась профессиональная подготовка педагогов. Все это актуализирует задачу массового повышения квалификации действующего корпуса педагогов, реализующих программы общего образования, что актуально и для педагогических коллективов образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующих программы общего среднего образования.
В связи с вышеизложенным, цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы, и реализующих программы общего среднего образования, необходимыми компетенциями по внедрению ФГОС общего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить основные тенденции реформирования современных образовательных систем;
- определить современные подходы к стандартизации образования;
- рассмотреть методологические основания, состав и структуру современных ФГОС общего образования;
- выявить общие и частные требования ФГОС для каждой ступени образования;
- определить новые черты содержательной, организационно-управленческой, научно и учебно-методической деятельности учителя и руководящего звена учреждений, реализующих программы общего среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
- освоить новые технологии управления и построения образовательного пространства средней школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать формированию у слушателей необходимых организационно-педагогических компетенций, представляющих собой ожидаемые образовательные результаты в области:
знаний:
- основных тенденций, подходов и концепций проектирования современного содержания и методов реализации программ общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
- структуры и системы требований ФГОС для каждой ступени общего образования;
- видов универсальных учебных действий и особенностей ведущей классификации общеучебных умений;
- основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
- основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
- основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения
умений:
- проектировать дидактические материалы в логике компетентностного подхода для мониторинга хода и результатов обучения и использовать их в своей практической деятельности;
- выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в соответствии с индивидуальными способностями и запросами личности обучающегося и его родителей;
- учитывать личностные, предметные и метапредметные требования к результатам учебной деятельности на различных этапах процесса обучения
владений:
- современными формами и методами оценки результатов обучения;
- инновационными подходами к организации управления образованием на уровне средней школы;
- содержанием и спецификой понятийно-категориального аппарата, отражающим требования ФГОС ОО;
- современными технологиями воспитания и социализации детей различных возрастных групп;
- технологиями внутришкольного управления качеством образования.
В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и реализующие программы общего среднего образования.
Программа по лыжным гонкам
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (лыжные гонки)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.
Цель проведения курсов: формирование современных теоретико-методических представлений о проектировании и реализации спортивно-педагогической деятельности с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий спортивной тренировки.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
- овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в лыжных гонках с учетом возрастной адаптации к спортивным нагрузкам;
- формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
- развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов.
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:
- концептуальные основы теории и методики лыжных гонок;
- методические основы многолетней системы спортивной тренировки;
- современные разработки по проектированию и реализации тренировочной и соревновательной деятельности;
- традиционные и новые методики обучения спортивной технике в лыжных гонках
умениями:
- разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий лыжными гонками;
- осуществлять поиск одаренностей и талантливых лыжников-гонщиков;
- разрабатывать модельные характеристики тренировочной и соревновательной деятельности;
- разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовки и внедрять их в тренировочный процесс;
навыками:
- планирования структуры и содержания многолетнего и годичного циклов спортивной тренировки;
- осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
- определения уровня подготовленности спортсменов;
- моделирования целевой соревновательной деятельности в лыжных гонках.
Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по лыжным гонкам.
Медико-биологическое обеспечение деятельности
"Медико-биологическое обеспечение деятельности в области физической культуры и спорта. Современные медико-биологические технологии как фактор повышения эффективности учебно-тренировочного процесса."
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов: обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися общеобразовательных, спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности преподавателей и тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
- овладение знаниями по организации подготовки преподавателей физической культуры и спортсменов в различных видах спорта с учетом возрастной адекватности нагрузок;
- формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системой в совершенствования спортсменов;
- развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:
- концептуальные основы теории и методики преподавания физической культуры;
- методические основы педагогики спортивной деятельности;
- современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта;
- психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров и преподавателей физической культуры.
умениями:
- разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий физической культурой и спортом;
- использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера и преподавателя физической культуры;
- разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;
- выполнять самооценку уровня профессионального «выгорания» и осуществлять его профилактику
навыками:
- планирования больших, средних и малых циклов подготовки в разных видах спорта и при занятиях физической культурой;
- осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
- определения уровня подготовленности спортсменов и занимающихся физической культурой;
- владение методиками психодиагностики «ДДО» (по Е.А.Климову), определение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (по Ю.Л.Ханину), методика САН (самочувствие, активность, настроение).
Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки любых видов спорта, преподаватели физической культуры, методисты.
Программа по биатлону
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (биатлон)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов: обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
- овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в биатлоне с учетом возрастной адекватности нагрузок;
- формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
- развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:
- основы теории и методики подготовки биатлонистов разного возраста и уровня подготовленности в биатлоне;
- возрастные особенности развития детей;
- основы методики развития физических качеств;
- особенности техники изготовки для стрельбы юных биатлонистов
умениями:
- разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий биатлоном;
- разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности биатлонистов и внедрять их в тренировочный процесс;
- выполнять оценку уровня технического выполнения стрелковых упражнений
навыками:
- планирования больших, средних и малых циклов подготовки;
- осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности биатлониста;
Категория слушателей – тренеры по биатлону групп начальной подготовки.
Менедмент в образовании
"Менеджмент в образовании"
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель данного курса: способствовать повышению управленческой компетентности руководителей школ по решению актуальных проблем современного образовательного процесса
Курс повышения квалификации дает руководителям школ ответ на вопрос: «Как управлять эффективным решением современных проблем жизнедеятельности школы?».
Курс направлен на выполнение следующих задач:
- рассмотреть современные тенденции развития управления образования в мире и России;
- актуализировать ключевые понятия теории и технологии внутришкольного управления;
- определить наиболее перспективные направления решения актуальных проблем внутришкольного управления.
Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать формированию у слушателей необходимых управленческо-педагогических знаний и умений, представляющих собой ожидаемые образовательные результаты:
знаний:
- современных течений и теоретико-методологических подходов внутришкольного управления;
- содержания стратегических документов, определяющих приоритетные направления развития модернизации российского образования;
- основных этапов развития теории управления, взаимосвязи ключевых позиций теории социального управления и теории управления образовательным учреждением;
- основных положений и принципиальных позиций научных школ управления общеобразовательным учреждением;
- методологических особенностей следующих подходов к внутришкольному управлению: системный, программно-целевой, процессный, проблемно-функциональный, кластерный, информационный, исследовательский, рефлексивный, ресурсный подходы;
- современных течений и подходов в теории и технологии внутришкольного управления;
- содержания терминов «внутришкольное управление», «менеджмент», «управленческий цикл», «функция управления», «педагогический анализ», «планирование», «организация», «внутришкольный контроль», «регулирование», «управление качеством образования» и т.д.;
- технологических особенностей основных управленческих функций (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции) и процедур управления качеством образования: стандартизация (проектирование качества образования), контроль (определение реального состояния образовательного процесса), анализ собранной информации (определение соответствия реального положения дел стандарту), подготовка и принятие управленческого решения по устранению выявленных проблем качество образования;
- состава и структуры целевой программы развития, образовательной программы школы, управленческого потенциала данных форм планирования управленческой и научно-методической работы;
умений:
- использования различных подходов к управлению при решении актуальных психолого-педагогических и управленческих проблем;
- по формированию «дерева проблем» и «дерева целей» как эффектив-ных способов декомпозиции;
- по осуществлению информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функций внутришкольного управления;
- по обеспечению продуктивного общения в условиях коллективной мыследеятельности, владение основными приемами конструктивной критики и выбора оптимальной тактики поведения.
Реализация содержания программы будет проходить не только посредством традиционных методов и форм обучения, но прежде всего на основе изучения реального опыта работы школ, организации коллективной мыследеятелъности и учебного консультирования. Предлагаемые темы занятий взаимодополняют друг друга, умения, сформированные на первых встречах, получают дальнейшее развитие на последующих.
Участникам курса будут предложены не только монографии, учебные и методические пособия авторов курсов, но и переданы в электронном виде несколько тысяч страниц материалов и десятков презентаций по со-держанию модуля курса.
Методическая особенность предлагаемого курса состоит: в практической направленности обучения; в адресности, которая обеспечивается консультативном характере обучения, предполагающем работу со слушателями в режиме коллективной мыследеятельности; в творческом участии слушателей в корректировке содержания и процесса реализации программы курса.
Проблемно-ориентированный характер курса проявится в том, что руководители школ, с одной стороны, освоят теортические и технологические основы внутришкольного управления (управленческий цикл, организационные структуры управления, программно-целевое управление и т.п.), с другой стороны, будут готовы применить управленческие знания и умения при решении актуальных проблем жизнедеятельности современной школы (новая система оплаты труда, внедрение в образовательный процесс новых ФГОСов, разработка метапредметной образовательной программы и т.д.).