Материалы

Развитие универсальных учебных действий

 

«Развитие универсальных учебных действий»

    Утвержденные новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
    В стандарте определены следующие функции универсальных учебных действий (УУД):

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

    В этой связи  особо актуальным становится формирование и развитие общеучебных умений с точки зрения компетентностного подхода, т.к. он выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.
   В то же время, несмотря на то, что различные федеральные, региональные стратегические документы официально признают необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО, отечественная система школьного образования не готова в полной мере к осуществлению этого процесса.
   Сложная проблема, имеющая идеологические, ментально-культурные, содержательные, дидактические, методические, управленческие, квалиметрические аспекты, требует столь же системного решения, предполагающего разработку, теоретическое обоснование и внедрения в образовательный процесс целостной внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий.
    В связи с вышеизложенным цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующих программы общего среднего образования идеологических, ментально-культурных, содержательных, технологических, управленческих, квалиметрических аспектов внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий, как деятельностного компонента метапредметных образовательных результатов ФГОС ОО.

    Несмотря на скромный временной формат курса, предполагается решить следующие ключевые задачи:

  • актуализировать идеологические, содержательные и технологические позиции компетентностного подхода как одного из методологических оснований разработки и реализации ФГОС ОО;
  • рассмотреть особенности состава и структуры федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • рассмотреть методологические основания, состав и структуру классификации общеучебных умений, конкретизирующей перечень универсальных учебных действий;
  • рассмотреть основные требования и рекомендация ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий и акцентировать необходимость соответствия ресурсной базы школы этим требованиям;
  • смоделировать внутришкольную систему учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий, рассмотрев учебно-методический комплекс метапредметных курсов, управленческо-методическое обеспечение проектной и исследовательской деятельности школьников, портфолио и дневник индивидуального прогресса учащегося как внутришкольных способов фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся и т.д.;
  • освоить технологию внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
  • рассмотреть состав и структуру метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
  • разработать абрис целевой программы по созданию, теоретическому обоснованию и реализации внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий;
  • рассмотреть основные требования к условиям реализации ФГОС и направления по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
  • рассмотреть основы разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении для разных ступеней обучения;
  • освоить технологии проектирования и реализации индивидуальных траекторий развития универсальных учебных действий учащихся на основе реализации образовательной технологии «Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности» (ИСУД).

Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать овладению слушателями кортежем необходимых управленческо-педагогических знаний и умений:

  • владение понятийно-категориальным аппаратом: «содержание образования», «культурологический и компететностный подходы к образованию», «компетенция и компетентность», тип компетенции («ключевая», «межпредметная», «предметная»), «учебно-познавательная компетенция», «метапредметное содержание образования», «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «учебно-методический комплекс метапредметного курса» и т.д.;
  • внание основных особенностей ведущих подходов к проектированию содержания общего образования: технократический, просветительский, знаниевый, культурологический, компетентностный, валеологический и др.;
  • модельное представление состава, структуры и интегративных свойств учебно-познавательной компетенции;
  • знание видов универсальных учебных действий и особенностей ведущие классификации общеучебных умений;
  • знание основных требований и рекомендаций ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действий;
  • модельное представление состава и структуры внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий;
  • знание перспективных подходов к целенаправленному формированию учебно-логических умений у учащихся начальной школы;
  • знание основных особенностей учебно-методического комплекса метапредметного элективного курса;
  • знание основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • знание основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
  • знание основных конструктивных свойств управленческих технологий;
  • понимание особенностей технологии внутришкольного управления формированием и развитием универсальных учебных действий;
  • знание состава и структуры метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа;
  • знание состава целевой программы и управленческого потенциала данной формы стратегического планирования;
  • владение на уровне первоначального применения знаний некоторыми приемами коллективной мыследеятельности;
  • знание основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения;
  • знание основных нормативных и правовых документов по регулированию здоровьесберегающей работы учреждений образования;
  • умение оценивать уровень развития внешних и внутренних ресурсов учебного успеха ученика в овладении универсальными учебными действиями;
  • умение выявлять и оценивать дидактический развивающий потенциал видов, форм и приемов учебно-познавательной деятельности учащихся для целенаправленного развития УУД средствами школьных предметов.

    В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующие программы общего среднего образования.

Программа по легкой атлетике

 

«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (спринтерский бег и бег с барьерами)

     Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221

     Цель проведения курсов - обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность тренировочного процесса.

При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
  • Овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в легкой атлетике с учетом возрастной адекватности нагрузок;
  • Формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
  • Развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • Концептуальные основы теории и методики легкой атлетики;
  • Методические основы педагогики спортивной деятельности;
  • Современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике;
  • Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров по легкой атлетике.

умениями:

  • Разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий легкой атлетике;
  • Использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера; Разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;
  • Выполнять самооценку профессионального уровня и осуществлять постоянное повышение знаний.

навыками:

  • Планирования больших, средних и малых циклов подготовки;
  • Осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
  • Определения уровня подготовленности спортсменов;

Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по легкой атлетике.

Программа по дзюдо и самбо

 

"Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта" (дзюдо и самбо)

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221

   Цель проведения курсов - обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.

    При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

1. Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;

2. Овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в дзюдо и самбо с учетом возрастной адекватности нагрузок; 

3. Формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;

4. Развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;

    В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

1. Концептуальные основы теории и методики дзюдо и самбо;

2. Методические основы педагогики спортивной деятельности;

3. Современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в дзюдо и самбо;

4. Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров по дзюдо и самбо.

умениями:

1. Разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий дзюдо и самбо;

2. Использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера;

3. Разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;

4. Выполнять самооценку уровня профессионального «выгорания» и осуществлять его профилактику.

навыками:

1. Планирования больших, средних и малых циклов подготовки;

2. Осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;

3. Определения уровня подготовленности спортсменов;

4.  Владение методиками психодиагностики «ДДО» (по Е.А.Климову), определение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (по Ю.Л.Ханину), методика САН (самочувствие, активность, настроение).

Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по дзюдо и самбо.

Программа обучения плаванию детей 7-12 лет

 

 «Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (обучение плаванию детей 7-12 лет)

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.

     Цель курса состоит в обновлении теоретических знаний, повышении эффективности практических умений и навыков работы тренера, изучение общих закономерностей передвижений в водной среде, представленных в области изучения спортивных и прикладных способах плавания, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания плавания, подготовить слушателя к профессиональной деятельности тренера-преподавателя в области спортивного плавания.

Основные задачи курса:

  • формирование системы научных знаний о закономерностях процесса обучения и тренировки в плавании;
  • изучить гидродинамические основы плавания;
  • ознакомить с техникой облегченных и спортивных способов плавания;
  • ознакомить с техникой прикладного плавания;
  • изучить методику начального обучения плавания;
  • ознакомить с организационными основами работы по обучению плаванию лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

    Данная образовательная дисциплина своим учебным предметом интегрирует основы знаний, накопившихся в современной теории и практике спортивной тренировки. Преподавание учебного материала данной программы осуществляется в основных формах организации образовательного процесса в высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические занятия) и осваивается слушателями за 72 часа.

    Учебный процесс предполагает проявление слушателями творческого подхода к изучаемому учебному материалу, активности и инициативности в процессе занятий. Содержание программы и организация учебного процесса по данному курсу соответствует современным представлениям о профессионально-педагогической деятельности тренера по плаванию и позволяет сформулировать требования на языке «умений», тем самым решая задачу подготовки компетентного специалиста по спорту, в частности:

знать:

  • анатомо-физиологические особенности развития организма детей, подростков;
  • санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе со всеми возрастными категориями по обучению плаванию;
  • историю развития плавания как прикладного, жизненно важного навыка;
  • историю развития спортивного плавания;
  • гидродинамические основы плавания;
  • технику облегченных и спортивных способов плавания;
  • средства и методику начального обучения плаванию;
  • дидактические закономерности в плавании;
  • технику безопасности при занятиях по плаванию;
  • методику проведения оздоровительных занятий с использованием элементов нахождения в воде и плавания с различными группами населения.

уметь:

  • формулировать конкретные задачи физического воспитания, используя плавание как средство, с учетом состояния здоровья, возраста, физического развития и физической подготовленности занимающихся;
  • пользоваться организационными приёмами работы с группой;
  • вести индивидуальную работу;
  • определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств, находить способы их устранения;
  • оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему;
  • оценивать эффективность проводимых занятий;
  • формировать потребность к самостоятельной физической активности детей, здоровому стилю жизни;

владеть:

  • профессиональной речью и специальными жестами.
  • умением анализировать свою повседневную учебно-воспитательную работу с юными спортсменами, соотнося ее с целями и задачами плавания в соответствующих возрастных группах;
  • знаниями по специальности.

 

 

 

Программа по баскетболу

 
"Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта" (баскетбол)

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221

Цель проведения курсов: обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.

При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

1.Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;

2. Овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в дзюдо и самбо с учетом возрастной адекватности нагрузок;

3.Формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;

4. Развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

1. Концептуальные основы теории и методики преподавания баскетбола;

2. Методические основы педагогики спортивной деятельности;

3. Современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе;

4. Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров по баскетболу.

Умениями:

1. Разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий баскетболом;

2. Использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера;

3. Разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;

4. Выполнять самооценку уровня профессионального «выгорания» и осуществлять его профилактику.

Навыками:

1. Планирования больших, средних и малых циклов подготовки;

2. Осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;

3. Определения уровня подготовленности спортсменов;

4. Владение методиками психодиагностики «ДДО» (по Е.А.Климову), определение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (по Ю.Л.Ханину), методика САН (самочувствие, активность, настроение).

Категория слушателей – тренеры по баскетболу групп начальной подготовки.

НАШИ ДРУЗЬЯ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ