Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС


«Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС общего (начального) среднего  образования»


    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.

    В настоящее  время приказами Министерства образования и науки России N 373 от 06 октября 2009 г.; № 1897 от 17 декабря 2010 г. и № 413 от 17 апреля 2012 г. закончена процедура утверждения   ФГОС  общего образования: начальной, основной  (5-9 классы) и профильной (10-11 классы) средней школы. Тексты стандартов размещены на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ.
    Новый стандарт среднего (полного) образования логически связан с  ФГОС основного общего образования, а последний, в свою очередь  с  ФГОС начального  образования, который уже введен во всех регионах РФ с 1 сентября 2011 года.  Согласно первоначальным планам Министерства переход на стандарты основной школы планировалось осуществить с 1 сентября 2012. На данный момент  принято решение о поэтапном внедрении. В 2012 г. во всех регионах страны в экспериментальном режиме по новым стандартам начнут обучение в отдельных школах. Окончательная дата массового перехода не определена. Однако, учитывая динамику модернизационных процессов в образовании с большой степенью вероятности можно предполагать, что уже в 2013 г. ФГОС основного и полного общего образования будут реализовываться в большинстве школ страны.    
    Все ФГОС, включая высшую школу, разработаны в единой логике и методологии. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ осуществлен переход от стандартизации содержания образования (что было реализовано в стандартах 1 и 2 поколения высшей профессиональной и первого поколения обшей средней школы)  к определению требований в области:
•    результатов освоения основных образовательных программ;
•    структуры основных образовательных программ;
•    условий реализации основных образовательных программ.
    Иными словами все ФГОС  представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего, начального, среднего  и высшего профессионального образования.
    Еще одна из особенностей  ФГОС основного общего образования состоит  в  установлении требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы. Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных практик и оптимальные условия для развития творческих способностей. К важным достижениям нового стандарта основной школы следует отнести обоснование важности фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.  Это фундаментальное научное ядро и перечень предметов в тексте стандарта, который в целом соответствует предметным традициям российского образования в организации учебного процесса в средней школе. Следует отметить и усиление практикоориентированности образования, выраженное в системно - деятельностном подходе, предполагающем широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третье не менее важное достоинство ФГОС состоит в попытке усилить в школе воспитательную деятельность, которая значительно сократилась за последние 20 лет.
    Вместе с тем утвержденные стандарты основной школы, выдвигая ряд новых требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП, объективно расширяют предметное поле  профессиональной деятельности учителя, причем в сферах, по которым ранее практически не велась профессиональная подготовка педагогов. Все это актуализирует задачу массового повышения квалификации действующего корпуса педагогов, реализующих программы общего образования, что актуально и для педагогических коллективов образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующих программы общего среднего образования.
    В связи с вышеизложенным, цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы, и  реализующих программы общего среднего образования, необходимыми компетенциями по внедрению ФГОС общего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выделить  основные  тенденции  реформирования современных образовательных систем;
  • определить современные подходы к стандартизации образования;
  • рассмотреть методологические основания, состав и структуру современных ФГОС общего образования;
  • выявить общие и частные требования ФГОС для каждой ступени образования;
  • определить новые черты содержательной, организационно-управленческой, научно и учебно-методической деятельности учителя и руководящего звена учреждений, реализующих программы общего среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • освоить новые технологии управления и  построения образовательного пространства средней школы в соответствии с требованиями ФГОС.

    Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать формированию у слушателей необходимых организационно-педагогических компетенций, представляющих собой ожидаемые образовательные результаты в области:
знаний:

  • основных тенденций, подходов и концепций  проектирования современного содержания и методов реализации программ общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • структуры и системы требований ФГОС для каждой ступени общего образования;
  • видов универсальных учебных действий и особенностей ведущей классификации общеучебных умений;
  • основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
  • основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения

умений:

  • проектировать дидактические материалы в логике компетентностного подхода для мониторинга хода и результатов обучения и использовать их в своей практической деятельности;
  • выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в соответствии с индивидуальными способностями и запросами личности обучающегося и его родителей;
  • учитывать личностные, предметные и метапредметные требования к результатам учебной деятельности на различных этапах процесса обучения

владений:

  • современными формами и методами оценки результатов обучения;
  • инновационными подходами к организации управления образованием на уровне средней школы;
  • содержанием и спецификой понятийно-категориального аппарата, отражающим требования ФГОС ОО;
  • современными технологиями воспитания и социализации детей различных возрастных групп;
  • технологиями внутришкольного управления качеством образования.

    В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующие программы общего среднего образования.

НАШИ ДРУЗЬЯ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ